anna carina

ДА

"Эта встреча с самостью, которую Юнг назвал Auseinandersetzung , а древние греки называли metanoia, приводит к изменению мировоззрения, в результате которого может возникнуть новое ощущение Я.

«Какой из этих голосов мой?» – спрашивает Эго. «Все», – отвечает самость. «Но я ищу лицо Дзен, которое было до сотворения мира», – заклинает Эго. А в это время самость снова перевоплощается подобно тому, как много раз перевоплощался Кришна".

Джеймс Холлис "Грезы об Эдеме"
anna carina

ПОТЕРЯННЫЙ РАЙ

"Каждая новая адаптация делает Райский Сад все более и более призрачным, а человек трагически все больше и больше теряет связь с самим собой. Вот как воспроизводит Энн Секстон мысли ребенка о «мире взрослых»:

Мир не был твоим
Он принадлежал Большим Людям
Когда я приду Туда, в мир взрослых,
...там будет темно.

Не будет преувеличением сказать, что постепенное самоотчуждение человека является трагедией. Именно такое самоотчуждение лежит в основе классических греческих трагедий. Их сюжет основывается на том, что все события, происходящие с главным героем, - это результат совершенного им выбора, который он сделал не вполне осознанно, так как недостаточно знал самого себя: не мог видеть того, чего он не мог видеть. Эта гамарция (гамартия), то есть искаженное представление о себе и внешнем мире, неизбежно порождает ложный выбор с вытекающими отсюда последствиями".

Джеймс Холлис "Грезы об Эдеме"
anna carina

РЫБА

"Греческий философ Анаксимандр высказывал предположение, что человек произошел от иглистой рыбы. Рыба известна в качестве христианского символа; апостолы были названы Христом «ловцами человеков», рыба же (ichthys, что расшифровывается как Иисус Христос сын Божий Спаситель.—Прим. рус. ред.) является для христиан символом самого Христа и вследствие этого входит в состав праздничной евхаристической пищи. Как Христос, так и рыба являются символами Самости. Христос, таким образом, отводит от природы содержащуюся в символе рыбы проекцию, высвобождая тем самым от этого бремени природу и сосредоточивая проекцию на себе.

Рыбе принадлежит также выдающаяся роль в астрологии, поскольку именно этот знак зодиака оказывает влияние на развитие событий в первые два тысячелетия христианской эры. Однако этот знак составлен из двух рыб, расположенных параллельно, но смотрящих в разные стороны, одна, из которых символизирует Христа, другая — анти-Христа. Иглистая рыба, о которой идет речь в нашей сказке, указывает, по-видимому, на анти-Христа — центральное, но дьявольское содержание бессознательного. Это — не дающее к себе подступиться, колючее, ускользающее содержание бессознательного, и достижение которого связано с большим трудом и риском.

В Средние века в рыбе видели символ земных наслаждений, «потому что она необыкновенно прожорлива»; а возможно, также и потому, что Левиафан представлял из себя чудовищных размеров рыбу. В еврейской традиции утверждается, что мясо Левиафана станет для благочестивых евхаристической пищей в день Страшного суда. Поскольку мясо Левиафана считалось в этой традиции чистой пищей, то это подразумевало обретение бессмертия. (Отметим наличие здесь определенной амбивалентности, ибо в рыбе также видели символ похотливости и прочих низменных инстинктов.)

В Индии рыба тоже связывалась с символом спасения. Бог Ману превратился в рыбу и спас священные книги от потопа. В алхимии часто упоминается «рыба в форме шара посреди океана» — без костей и удивительной толщины, позднее эту рыбу связывали с ярко святящейся рыбой, вызывающей у людей жар. Медуза — огонь в море — интерпретировалась алхимиками как символ божественной любви или адского огня.
Комбинации из подобных несопоставимых аспектов широко представлены в алхимическом символизме. В отличие от христианства, для которого брак небес и ада есть нечто абсолютно недопустимое, в алхимии предпочтение всегда отдается парадоксальному решению.

В психологическом плане рыба — отдаленное, труднодоступное содержание бессознательного, сумма потенциальной энергии, заряженной возможностями, которым, однако, недостает ясности. Это — либидинозный символ для относительно неопределенного, не поддающегося уточнению количества психической энергии, направленность и пути преобразования которой остаются неясными. Амбивалентность, характеризующая все, что связано с рыбой, проистекает из того, что мы имеем здесь дело с содержанием, находящимся ниже порога сознания".

Мария Луиза фон Франц "Толкование волшебных сказок"
anna carina

ПОТЕНЦИЯ

"Итак, Россия может стать всем чем угодно, потому что она бес-качественная, не-определенная. Хаос, беспредельность, незафиксированность - это одновременно и максимальная возможность, возможность прорыва, чуда".

О.Рябов "Русская философия женственности"
anna carina

КОНФЛИКТ

"Третий Рим" и "Град Китеж" - такие символы избирает А.В.Соловьев в первой работе, специально посвященной историософеме Святой Руси, для двух трактовок христианского идеала: личной и социальной. Первая - это гордая идея мессианизма, вселенской теократии, всемирного царства, деятельной борьбы и победы. Вторая основана на идее смирения и покаяния, бегства от государственных форм, от зла мира сего, от всякой борьбы. Историк отмечает, что эти трактовки в русской культуре, в русской душе находятся в состоянии вечного конфликта".

О.Рябов "Русская философия женственности"
anna carina

СОФИОЛОГИЯ

"Феминное по отношению к мужской норме - начало преступное, начало трансгрессии. Мужчина - это то, что есть; это - сущее. Можно согласиться с Ж.Лаканом, что женщина в андроцентрической культуре "не существует", но при этом следует уточнить - не существует как действительность. Однако она постоянно присутствует как возможность, возможность как худшего, так и лучшего. Женщина - это и меньше, чем мужчина, но и больше, чем мужчина. Трансгрессия как нарушение одних норм и отрицание одних ценностей - это одновременно и возможность утверждения других норм и других ценностей. Женщина - это Другой, это Иное. Иное - это начало дьявольское; но и Бог - это тоже Иное. Именно женская инаковость служит отправной точкой идеи спасительной миссии женщины, женского мессианизма, ростки которого заметны уже в культе Девы Марии".

О. Рябов "Русская философия женственности"
anna carina

ИМПЕРИАЛИЗМ

"По моему убеждению, империализм, окаменелые формы которого вроде египетской, китайской, римской империй, индийского мира, мира ислама, могут просуществовать еще целые столетия и тысячелетия, переходя из рук одного завоевателя к другому - в качестве мертвых тел, бездушных человеческих масс, использованного материала истории, - следует понимать как начало конца. Империализм - это чистая цивилизация. В его появлении лежит неотвратимая судьба Запада. Энергия культурного человека устремлена во внутрь, энергия цивилизованного - на внешнее".

О.Шпенглер "Закат Европы"
anna carina

ТОЛСТОЙ И ДОСТОЕВСКИЙ

«Достоевский был крестьянин, а Толстой — человек из общества мировой столицы. Один никогда не мог освободиться от земли, а другой, несмотря на все свои отчаянные попытки, так этой земли и не нашел. Толстой — это Русь прошлая, а Достоевский — будущая».

«Достоевский — это святой, а Толстой всего лишь революционер. Из него одного, подлинного наследника Петра, и происходит большевизм, эта не противоположность, но последнее следствие петровского духа, крайнее принижение метафизического социальным и именно потому всего лишь новая форма псевдоморфоза".

«Христианство Толстого было недоразумением. Он говорил о Христе, но в виду имел Маркса. Христианство Достоевского принадлежит будущему тысячелетию».

Шпенглер "Закат Европы"
anna carina

ПЕРСПЕКТИВЫ

«Почему это происходит? Одна из причин – социализм, прекрасный идеал европейских интеллектуалов на протяжении нескольких поколений. «Если посулить каждому государственную пенсию, дети перестанут быть страховкой против старости, - полагает доктор Джон Уоллес из университета Джона Хопкинса. – Если женщина зарабатывает более чем достаточно, чтобы чувствовать себя экономически независимой, она не станет во чтобы то ни стало искать себе мужа. А если можно заниматься сексом просто так, не имея в виду зачатия, - сегодня это верно как для католической Италии, так и для светской Британии, - зачем выходить замуж и жениться?».

Освобождая мужей, жен и детей от семейных обязанностей, европейские социалисты устранили общественную потребность в семье. Как следствие, институт семьи начал отмирать. А с этим институтом начала отмирать и Европа. Между тем третий мир каждые пятнадцать месяцев дает прирост населения в сто миллионов человек – население Мексики; к 2050 году третий мир прирастет сорока новыми Мексиками, тогда как Европа потеряет столько человек, сколько проживает ныне на территории Бельгии, Голландии, Дании, Швеции, Норвегии и Германии. Если не произойдет божественного вмешательства – или если европейских женщин вдруг не обуяет желание иметь столь же многочисленные семьи, какие были у их бабушек, - грядущее будет принадлежать третьему миру. Как подытожил в "Полых людях" Т.С.Элиот:

"Вот так закончится мир,
Не взрыв, но всхлип".

Дж. Бьюкенен "Смерть Запада"
anna carina

В ПОГОНЕ ЗА КОМФОРТОМ

"Распространяющееся и усиливающееся использование таких препаратов, как риталин и прозак, показывает, насколько охотно мы готовы применять технологии для изменения самих себя. Если одна из ключевых составляющих нашей природы - нечто такое, на чем мы основываем понятие достоинства - связана с гаммой нормальных эмоций, общих для всех людей, то мы уже пытаемся сузить их диапазон ради утилитарных целей: здоровье и удобство".

Фукуяма "Наше постчеловеческое будущее"