llibelula (llibelula) wrote,
llibelula
llibelula

МИГРЕНЬ

"Таким образом, мы имеем право рассматривать мигрень не только как некое физическое событие, но как особую форму символической драмы, на язык которой больной переводит важные мысли и чувства; если мы допустим такой вариант, то столкнемся с необходимостью интерпретировать мигрень, как мы интерпретируем сновидения, то есть отыскать скрытое значение видимой симптоматики.

Приступ мигрени, если его описывать театральными терминами, являет собой психофизиологическую пантомиму или длинное и неприятное висцеральное сновидение.

При мигрени и эпилепсии, как образцовых «нормальных» патологиях, порождающих галлюцинации, видящий их, на самом деле, смотрит даже не в свой мозг, а еще глубже – в органическую и неорганическую природу. Видимое им практически ничем не отличается от объективных снимков томографа (или любого иного экрана, на котором отображается «картина» работы мозга, опирающейся на неорганические закономерности). Тема самоорганизации, популярная уже не первое десятилетие, время от времени выходит на передний план, представляясь чуть ли универсальным инструментом (что, например, привело к превращению синергетики в своеобразную фрик-философию, применявшуюся ко всему подряд). Такие авторы, как Мануэль Деланда, использовали вслед за Делезом понятие «машинного филума», обозначающее логику самоорганизации и последовательного формирования паттернов, охватывающих как органические, так и неорганические сущности. Сегодня этот «машинный филум» разглядели неврологи, которые понимают его вполне буквально: галлюцинации – это pattern recognition, но в том смысле, что паттерн распознает сам себя (то есть складывается) и лишь потом отображается в форме того, чего нет, небытия, видимого на экране сознания.

Получается, что позиция A(-)G(-) оказывается радикальным – хотя и негромким – подрывом традиционной логики «трангрессии» к бытию, которая, когда речь заходила об общении с «первым по природе», неизбежно требовала того или иного преображения общающегося, жертв, тяжелой работы и т. д. Позиция Сакса – это онтологическое «единоголосие», обернувшееся викторианским спокойствием: можно прикоснуться к тайнам бытия, но не думайте, что это настолько интересно и что это будет иметь для Вас какое-то радикальное значение или какие-то последствия".
Tags: цитаты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments